Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Понятие страхового рынка

Понятие страхового рынка и его структура

• Мобилизация
временно свободных денежных средств
через продажу ценных бумаг;

• Финансирование
воспроизводственного процесса;

• Распределительная
функция — способствует переливу капитала
между отраслями, компаниями;

• Повышение
эффективности экономики в целом

Рынок – есть совокупность экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

Покупатели страховых услуг

В качестве продавцов страховых услуг выступают страховые организации (страховщики).

Страховая организация (страховщик) — юридическое лицо, созданное для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в законодательно установленном порядке.

1. Частные страховые компании. Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье.

2. Государственные страховые компании.

Государственная страховая компания — публично-правовая форма организации страхового фонда, основанная государством. Организация государственных страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компаний и обращения их имущества в государственную собственность.

Создание государственных страховых компаний является формой вмешательства государства в деятельность страхового рынка.

3. Страховые компании, созданные на основе смешанной собственности.

1. Акционерные общества (АО: открытые — ОАО и закрытые — ЗАО).

Страховые компании в форме АО (РОСНО, Страховой дом ВСК, PECO-Гарантия и др.) формируют уставный капитал и управляют им посредством продажи акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 ГК РФ).

Страховые компании в форме АО могут иметь филиалы и представительства.

В форме акционерных страховых компаний создаются кэптивные и аффилированные страховые компании.

Кэптив — акционерная страховая компания, обслуживающая целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп.

Например: СОГАЗ — компания Газпрома, Капиталъ-Страхование — одна из компаний Лукойла (всего четыре российских, четыре иностранных и одна перестраховочная).

Энергогарант и Энергия — компании РАО «ЕЭС».

Аффилированные страховые компании — это акционерные страховые общества, в которых имеется пакет акций меньше контрольного (обычно 5—50%). Аффилированной является также одна из двух компаний, выступающая в качестве дочерней компании.

2. Общества с ограниченной ответственностью (ООО). Страховые компании в форме ООО (Группа Ренессанс страхование.

Покупателями страховых услуг являются страхователи.

Страхователь —дееспособное физическое или юридическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования либо являющееся страхователем в силу закона.

В случае смерти страхователя страховое возмещение или страховую сумму по договору страхования получает выгодоприобретатель.

Страхователь может заключить договор личною страхования в пользу другого физического лица.

Лицо, чья жизнь или здоровье кем-либо застрахованы, называется застрахованным лицом.

Основные участники страхового рынка

Страховые услуги покупают юридические или физические лица, если, конечно, это не противоречит законам.

Продавцами могут быть:

  • прямые страховщики, фирмы, заключающие договоры с клиентами;
  • перестраховщики, фирмы которые страхуют повторно уже застрахованный объект.

В данном случае страховой риск перераспределяется между несколькими компаниями. Это также распространяется на иностранные фирмы. В России рынок страхования не развит. Официально зарегистрировано около 30 компаний, из которых реально работающих 10.

Объединения страховщиков ¾ это организации, в которые включаются несколько отдельно взятых страховых компаний, к таким относится, например, Всероссийский союз страхования.

Влияние внешне- и внутриполитических факторов на страховой рынок России[править | править код]

В 2015 году для страховых компаний существенно подорожало перестрахование из-за девальвации рубля Оплаченный уставный капитал размером 21,3 млрд руб и гарантии Банка России до 71 млрд руб позволяют РНПК страховать очень крупные риски.

При этом РНПК не в праве отказаться от перестрахования «санкционных рисков» — т.е. страховых рисков по объектам или от организаций, включенных в санкционные списки Евросоюза или США.

С отраслевой точки зрения в структуре добровольного страхования, как и прежде, первое место занимает страхование имущества (242,7 млрд руб.), а наихудшие результаты – по страхованию жизни (13,9 млрд руб.).

Что это означает в современных экономических условиях? Стабильный рост сборов по страхованию имущества обеспечивал в первую очередь сектор автокаско, и немаловажную часть этих поступлений составляло страхование крупных корпоративных имущественных рисков.

В условиях дефицита денежных средств у предприятий и населения, рост поступлений может очень сильно замедлиться.

Что касается life-сектора, то его относительная стагнация объясняется окончательным переходом страховщиков на классическое страхование, что для рынка, безусловно, явление позитивное.

Прогнозы и ожидания

Эксперты не высказывают однозначного мнения о том, как будет развиваться сегмент страхования ответственности.

С одной стороны, государственный курс на замену страхованием ответственности ряда процедур лицензирования и допуска к определенным видам деятельности дает основания считать, что страхование ответственности ждет серьезный прирост.

С другой, опережающий рост выплат в данном виде страхования длится уже не первый квартал, а с ростом убыточности уменьшается привлекательность этого сегмента для страховщиков.

Кроме того, сам специфический характер выплат по ответственности – они могут растянуться на годы и приобрести масштабы, которые трудно заранее предугадать – заставляет относиться к приему таких рисков достаточно осторожно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *